Вы читаете olga_korrektor

   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Записки учителя - НЕ: слитно или раздельно?

май. 11, 2007 09:29 pm НЕ: слитно или раздельно?

Спасибо за вопрос. И, пожалуйста, представляйтесь!

Слитное и раздельное правописание НЕ зависит от двух факторов:
1) употребляется ли слово без НЕ;
2) какая это часть речи.

* По поводу первого - все просто. Поскольку нельзя навидеть, годовать, нет никакого лепо, нет льзи - соответственно, негодовать, ненавидеть, нелепо, нельзя пишутся слитно.

*Идем далее. Если перед нами глагол (не играл, не забивал), деепричастие (не забивая, не забив) или краткое причастие (не открыт, не приглашён)- раздельно.
Если у нас существительное, прилагательное, наречие, думаем, можно ли подобрать слово, близкое по значению. Несложно = легко. Небыстро = медленно. Некрасивый = страшный. А вот к слову "нефутболист", "негол" нельзя подобрать такую пару, поэтому их пишем раздельно.
Если есть слова "далеко не", "вовсе не", "отнюдь не", "нисколько не" (слова, усиливающие отрицание) - раздельно.
Это был отнюдь не лучший матч в его карьере.
НО: Это был нелучший (= плохой) матч в его карьере.
Не влияют на написание НЕ слова очень, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, чрезвычайно, почти, совсем.
Причастия еще один пунктик имеют: зависимое слово. Если оно есть - раздельно, если его нет - слитно.
Никем не забитый мяч свободно катился по полю. - Незабитый мяч свободно катился по полю.
Не назначенный судьей пенальти послужил причиной серьезных споров. - Неназначенный пенальти послужил причиной серьезных споров.

Если я о чем-то забыла сказать - спрашивайте. Поясню.

66 комментариев - Оставить комментарийPrevious Entry В избранное Поделиться Next Entry

Comments:

Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
От:(Anonymous)
Дата:Ноябрь 27, 2007 06:27 pm none (UTC)

Спасибо

(Ссылка)
Простите я не числюсь в здешних дневах и поэтому пришлось писать анонимно( Но мне ваша статья очень помогла спасибо)
От:olga_korrektor
Дата:Ноябрь 28, 2007 12:35 pm none (UTC)

Re: Спасибо

(Ссылка)
Вам спасибо!
Всегда приятно читать похвалу в свой адрес :)

Если что - спрашивайте.
Мне интересно все это писать, но ведь когда никакого резонанса - сами понимаете - не хочется :)
От:(Anonymous)
Дата:Март 31, 2009 06:14 pm none (UTC)
(Ссылка)
Спасибо :)
От:voloser
Дата:Апрель 5, 2009 07:29 am none (UTC)
(Ссылка)
ДА, спасибо, полезно
От:(Anonymous)
Дата:Июнь 4, 2009 12:36 pm none (UTC)

Помогите

(Ссылка)
Скажите, пожалуйста. Не назначенных пенсий. Пишется слитно или раздельно?
От:(Anonymous)
Дата:Июнь 5, 2009 07:55 am none (UTC)

Re: Помогите

(Ссылка)
Если именно так, как у Вас, то слитно.
Если же не назначенных каким-то человеком, еще не назначенных - то раздельно. Назначенный - это причастие, поэтому сверяйте с правилами для этой части речи.
От:radioroma
Дата:Июнь 12, 2009 10:26 am none (UTC)

несложно было догадаться, что

(Ссылка)
А как писать "не_сложно было догадаться, что...". Яндекс упорно твердит что раздельно, но ведь "легко было догадаться, что..."
От:sweet_lake
Дата:Июнь 13, 2009 09:26 am none (UTC)

Re: несложно было догадаться, что

(Ссылка)
здесь возможны варианты.
если имеется в виду, что догадаться было легко, то слитно
а если отрицается сложность (то есть подразумевается отрицание), то раздельно.
лучше раздельно.
От:letterpisets
Дата:Ноябрь 24, 2009 01:53 am none (UTC)

Несвадебный

(Ссылка)
"Хорошо бы сменить рубрику, снимок хорош, только он несвадебный"

Что скажете, Ольга?
Заранее благодарен
От:olga_korrektor
Дата:Ноябрь 24, 2009 08:49 am none (UTC)

Re: Не свадебный

(Ссылка)
Свадебный - это прилагательный. Соответственно, смотрим именно эту часть правила. Есть у нас синоним (близкое по смыслу) слова "несвадебный"? Если мне не изменяет память, нет, поскольку снимки могут быть портретными, пейзажными, свадебными и прочими, а такого вот жанра "несвадебный" нет. Значит, в данном случае НЕ является отрицательной частицей (отрицает свадебную тематику фотографии) и пишется раздельно.

Хорошо бы сменить рубрику, снимок хорош, только он не свадебный.

Спасибо за вопрос. Обращайтесь.
От:erand.ya.ru
Дата:Декабрь 2, 2009 08:39 am none (UTC)
(Ссылка)
забыли написать, что если есть противопоставление, то раздельно

(не сложно, а легко)
От:mikhailworld
Дата:Декабрь 2, 2009 09:22 am none (UTC)

Спасибо!

(Ссылка)
Полезная информация и полезный весь блог.
От:(Anonymous)
Дата:Декабрь 4, 2009 10:15 pm none (UTC)
(Ссылка)
Скажите пожалуйста, как правильно пишется частица не со словом верно? Например в этом контексте:
Время работы на некоторых моделях может отображаться не верно

Заранее большое спасибо.
Андрей
От:olga_korrektor
Дата:Декабрь 7, 2009 07:18 am none (UTC)
(Ссылка)
слитно, потому что можно заменить на "ошибочно".
От:(Anonymous)
Дата:Декабрь 16, 2009 04:09 pm none (UTC)
(Ссылка)
вы бы напомнили какие еще правила написания причастия с приставкой не так как естьеще нормальное количество правил как писать- слитно или раздельно.
От:(Anonymous)
Дата:Январь 18, 2010 04:43 pm none (UTC)
(Ссылка)
А правда, как быть с недостоин? Большое спасибо за замечательный журнал :-)
От:(Anonymous)
Дата:Февраль 22, 2010 09:38 am none (UTC)
(Ссылка)
Зависит ли правописание не от "поэтому??
От:olga_korrektor
Дата:Февраль 23, 2010 05:10 am none (UTC)
(Ссылка)
нет, от союзов правописание НЕ не зависит никак.

спасибо за вопрос.
От:(Anonymous)
Дата:Март 29, 2010 06:01 pm none (UTC)

Спасибо!!

(Ссылка)
Очень-очень помогла Ваша статья! Огромное спасибо!!! ;)
От:chapter_s
Дата:Апрель 15, 2010 08:41 am none (UTC)
(Ссылка)
Ольга, так хорошо написано, спасибо большое! У меня вопрос по поводу "неинтересно". В данном случае, это подпись к фото, исходя из этого как правильно? Прочитала пост, решила, что вместе, хотя почему-то казалось, что раздельно..
От:olga_korrektor
Дата:Апрель 22, 2010 03:02 pm none (UTC)
(Ссылка)
правописание НЕ с существительными, прилагательными и наречиями зависит от контекста.
если есть противопоставление с союзом А (не интересно, а скучно) - раздельно, если противопоставления нет - то слитно.
если есть слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько (вовсе не интересный фильм) - тоже раздельно.
От:alek_san
Дата:Июнь 10, 2010 08:34 am none (UTC)
(Ссылка)
Спасибо!
Попал сюда случайно,и сделал с вашей помощью еще одни шаг от моей вопиющей безграмотности.
От:olga_korrektor
Дата:Июнь 27, 2010 05:27 pm none (UTC)
(Ссылка)
не за что :)
и очень приятно слышать добрые слова :)
От:(Anonymous)
Дата:Июнь 27, 2010 05:14 pm none (UTC)
(Ссылка)
Как правильно написать: за (не)качественное покрытие,организация ответственности не несёт?
От:olga_korrektor
Дата:Июнь 27, 2010 05:26 pm none (UTC)
(Ссылка)
за некачественное покрытие...

потому что это прилагательное и можно заменить синонимом - плохое покрытие, например
От:(Anonymous)
Дата:Июль 6, 2010 11:13 pm none (UTC)

Подскажите, пожалуйста!

(Ссылка)
Ольга, здравствуйте!
Пожалуйста, подскажите как правильно написать на этикетке Кваса: Квас хлебный нефильтрованный и неосветленный... "Не" с этими словами ведь пишется слитно?
От:olga_korrektor
Дата:Июль 13, 2010 07:45 am none (UTC)

Re: Подскажите, пожалуйста!

(Ссылка)
да, слитно.
От:(Anonymous)
Дата:Июль 10, 2010 12:11 pm none (UTC)

и снова НЕ :)

(Ссылка)
Здравствуте!
Уже много лет не разговориваю по русски, стал кажется забывать.. :(
Пожалуйста скажите как на родном языке правильно написать и почему:

1.за пределами существования и НЕсуществования
2. ни существующий, ни НЕ существующий

Большое спасибо!


От:olga_korrektor
Дата:Июль 13, 2010 07:40 am none (UTC)

Re: и снова НЕ :)

(Ссылка)
Здравствуйте.
В русском языке нет слова "несуществование", я бы предпочла написать "За пределами бытия и небытия". Но если Вам необходимо именно это слово, то слитно, потому что вы подразумеваете некий антоним к слову "существование".
НЕ существующий, потому что подразумевается отрицание. Возможно и слитное, и раздельное написание. Несуществующий элемент, к пример, или не существующий в жизни элемент (если есть зависимое слово (в жизни, как в моем примере), то раздельно).
От:ruby_roid
Дата:Август 14, 2010 08:52 pm none (UTC)
(Ссылка)
Здравствуйте, подскажите:
Это мне неважно.
Я думаю, пропустила немного.
Это несмешно.
От:(Anonymous)
Дата:Август 29, 2010 02:34 pm none (UTC)

Я делаю уроки

(Ссылка)
мне это очень помогло!!!
От:(Anonymous)
Дата:Январь 8, 2011 02:39 pm none (UTC)

НЕ: слитно или раздельно?

(Ссылка)
Здравствуйте, вопрос заключается в написании "не смешно".
Ведь "смешно" -это наречие на -о, можно заменить близким по значению (грустно). ТО есть несмешно должно писаться слитно. А как же в выражении "совсем не смешно". несмешной(грустный) -значит слитно?
От:olga_korrektor
Дата:Январь 8, 2011 03:00 pm none (UTC)

Re: НЕ: слитно или раздельно?

(Ссылка)
Вообще, слово СОВСЕМ на написание никак не влияет, соответственно, пишем слитно.

С другой стороны, возможен такой диалог, к примеру:
- Хахахахаха :)))))))))))
- Тебе смешно? Это совсем не смешно!

В таком случае говорящий как бы отрицает само слово "смешно", но не говорит, что нечто - несмешное. В устной речи на это НЕ падает логическое ударение.
Если в предложении есть или подразумевается противопоставление с союзом А (это совсем не смешно, а грустно), то пишем раздельно.
От:(Anonymous)
Дата:Январь 19, 2011 10:50 am none (UTC)

Спасибо!!!

(Ссылка)
Теперь домашнее задание пишу только с вами!
От:(Anonymous)
Дата:Январь 24, 2011 05:20 pm none (UTC)
(Ссылка)
привет, Как раз то, что нужно, буду участвовать. Вместе мы сможем прийти к правильному ответу.
От:(Anonymous)
Дата:Февраль 7, 2011 07:19 pm none (UTC)

Спасибо!!!

(Ссылка)
Спасибо огромное . Оч помогло . Воспользовался вашей статьёй !!! Удачи вам !!!
От:(Anonymous)
Дата:Февраль 8, 2011 10:24 am none (UTC)
(Ссылка)
Скажите пожалуста как пишется .Не из-за чего и незачем беспокоиться. и ещё...Поступил очень не красиво.
От:olga_korrektor
Дата:Февраль 24, 2011 04:09 am none (UTC)
(Ссылка)
первое так и пишется.
второе - поступил очень некрасиво.
От:victor_dmitriev
Дата:Март 11, 2011 04:59 am none (UTC)

Спасибо.

(Ссылка)
Вот :)
От:(Anonymous)
Дата:Март 26, 2011 01:47 pm none (UTC)

Не: слитно или раздельно?

(Ссылка)
Здравствуйте!
Перейду сразу к примеру. Все вокруг янтарно-желтовато, кругом папоротник и болотные травы, какие не часто встретишь в других местах!
Здесь НЕ пишется раздельно: НЕ ЧАСТО!Значит отрицание, но ведь можно и подобрать синоним "Редко"!Так вот!Как отличить, когда отрицание, а когда можно подобрать синоним!?
От:(Anonymous)
Дата:Апрель 11, 2011 08:32 am none (UTC)

вопрос

(Ссылка)
Здравствуйте Ольга. Меня зовут Владимир. Огромное спасибо, что людям помогаете стать грамотнее. Я врач, Тольятти. Мы тут всей ординаторской не можем работать:) все время все писали не задумываясь и тут вдруг кого-то осенило: операция не возможна. "не возможна" - слитно или раздельно? Большое спасибо
От:olga_korrektor
Дата:Апрель 11, 2011 02:02 pm none (UTC)

Re: вопрос

(Ссылка)
Здравствуйте, Владимир.
Правописание НЕ с частями речи - одно из самых сложных правил в русском языке. Слово может писаться и "невозможна" и "не возможна" в зависимости от контекста. В справочнике Розенталя объяснение на уровне "в одном случае отрицается положительный признак, в другом - утверждается отрицательный" :)

Здесь лучше написать слитно, поскольку как раз утверждается отрицательный признак (врач на основании результатов каких-то исследований утверждает невозможность операции).

Раздельное написание - скорее при каких-то поясняющих словах: Эта операция никак не возможна
но вряд ли врачи так пишут в истории болезни :)